Evpatoria, Crimea. Rest and treatment in Evpatoria  
MAIN RU BY ES UA FR DE EN
sanatoria in Evpatoria
' Of 40 letija October '
' Of I.A.Nagovitsyna '
' Of the Rose Luxembourg '
sanatorium ' Radiant '
sanatorium ' October '
sanatorium ' Oren-Krym '
sanatorium ' May Day '
sanatorium ' the Victory '
sanatorium ' the Surf '
sanatorium ' Primorski Krai '
sanatorium ' Solar '
sanatorium ' Taurida '
sanatorium ' Tavrija '
sanatorium ' the Drummer '
sanatorium ' Anniversary '
a complex ' Prometej '
 
boarding houses in Evpatoria
boarding house ' Diamond '
boarding house ' the Wave '
' Of J.A.Gagarin '
boarding house ' Space '
boarding house ' Radiant '
boarding house ' the Highway '
boarding house ' Merkury '
boarding house ' Orbita-1 '
boarding house ' the Planet '
boarding house ' Rodnichok '
boarding house ' Russia '
boarding house ' Northern '
boarding house ' Gold Coast '
boarding house ' the Youth '
private boarding house ' Lux '
 
dets. Sanatoria of Evpatoria
sanatorium ' the Eaglet '
sanatorium ' Brigantina '
sanatorium ' Of V.I.Lenin '
' Of N.K.Krupskoj '
' Of T.G. of Shevchenko '
children's sanatorium ' the Spark '
children's sanatorium ' the Native land '
sanatorium ' Smaragdovyj '
children's sanatorium ' Change '
children's sanatorium ' the Seagull '
sanatorium ' Prometej '
sanatorium ' the Victory '
 
nurseries of camp of Evpatoria
camp ' Scarlet sails '
children's camp ' the Pearl '
children's camp ' Merkury '
camp ' Gold coast '
children's sanatorium ' Crimea '
the children's centre ' the Beacon '
camp ' the Pioneer '
sanatorium camp ' Friendship '
 
rest in Evpatoria
From history of Evpatoria
Resort factors
the Nature and reserves
Seasons and public
Transport, habitation, a food
Evpatoria, Zaozernoe, etc.
Novofedorovka, Frunze
Peace Popovka Storm
Saki and Saksky pour
Safety and hygiene
Beaches and parks. A naturism
Bars, restaurants, cafe
the Calendar of holidays
Space opened from Crimea
Entertainments and a night life
the Markets, shops, fruit
Republic Kazantip
Driving on impassability
Adventure tourism
Olympic bases and fitness
Extreme culture
Bank services, money
Communication, communications, mass-media
Councils to autotourists
 
other offers








 
a card
ru by es en fr de ua
 
Currency, weather of Evpatoria


 

Evpatoria, the item Zaozernoe (Seagull), the item Dairy, the item of Vitino

Evpatoria - one of the best on a planet of places for treatment and improvement of children. A shallow, warm and safe Kalamitsky gulf, golden sandy beaches, a curative dirt and rapa salty lakes, thermal mineral sources, and the most important thing - the sparing prices for residing and a food.

This unique place in Crimea where the success of seasons of 2004-2005 did not become casual. The city went to it long enough and intelligently. Basically, within the limits of preparation for celebrating 2500 letija. The holiday has taken place in 2002, but matter is not in this conditional date. Evpatoria now - big elegant kachan cabbage. In its layers also classical colonnades of antiquity, and an intricate pattern of small streets of the Middle Ages, and amusing merchant snobbery of times of the Russian empire, and space monsters of the Soviet empire, and imagination of present businessmen is appetizing enough look. Here now not simply earn on health-resort visitors, the city has a person. Evpatoria does not break up simply to any separate territories of health resorts or the entertaining centres. The city all is good both for treatment, and for family rest, and for youth parties

the Abundance of antiquities and innovative ideas in youth and children's creativity transform rest in Evpatoria into an unforgettable adventure.

the Lay-out and transport. In this respect a resort, certainly, the most clear and convenient in Crimea. Streets are crossed under right angles, forming spacious squares. Only in a small part of present Evpatoria at port, as well as it is necessary to medieval east city (it was called Gezlev), small streets form an intricate web.

New quarters of Evpatoria (the prospectus of the Victory and adjoining streets) remind all Soviet "cheremushki". They are built up krupnoblochnymi pjatietazhkami and large-panel houses at 9-12 floors. Habitation here, naturally, very cheap. And products are cheaper, than on trading numbers at beaches.

The lay-out and settlements okrugi is quite clear. Highways go along seacoast. The autostation and railway station are in Evpatoria nearby. And pavilions of stops and a platform of electric trains everywhere play a role pjatachkov: from them the avenues conducting to beaches begin; here all trade (quite often directly from the earth) and all conceivable temptations in the given district (in villages they are very modest) is concentrated.

On the north and on the south from Evpatoria boundless sandy beaches of Saksky area last. In the south it is the beaches of the Saksky sandy rerash accessible both from highway, and from an electric train, therefore it is more dense the filled. The nearest to Evpatoria – the New beach is well equipped, the autocamping, athletic fields, cafe and other there are arranged. The new beach is accessible on fixed-route taxis, a tram, an electric train.

Transport availability of beaches on the West and the north from Evpatoria is slightly more difficult. The coastal line forms an extensive ledge of cape the Seagull, and the basic highway (Evpatoria – the item Peace) passes far enough from coast. From Evpatoria and to settlement Zaozernoe all coast is closely occupied by territories of health resorts, children's camps, bases of rest for parents with children. To them still motels and campings for autotourists now have increased. Settlements (these are space, aviation or sea military garrisons) and villages are far enough removed from a coastal line that can create some mess if you search for the necessary boarding house to its post address. The boarding house can be on removal of 3-5 kilometres from "the" settlement.

To villages and settlements simply to get on trip transport, and here it is necessary to autotourists "poshamanit" with enough negligent grid of dirt roads. However, their tortures will be rewarded. Between rare villages and settlements of local coast from Evpatoria to lake Donuzlav tens kilometres of excellent sandy beaches with well warmed up shoal are stretched. To it the chain of curative lakes with a medical dirt and rapoj increases. Indexes on dirt roads are not present, so it is necessary to go at random. Choosing a direction it is possible to be guided by two moments: 1) to go to the sea and 2) to choose always more nakatannuju road.

Sights. Evpatoria one of the most ancient cities of the Eastern Europe. The Ancient Greek colony of Kerkenitida and medieval port Gezlev was historical predecessors of Evpatoria.

The fortification Rests Kerkenitidy - the prospering antique city, known to the first geographer Gekateju Miletsky and to the father "шё=юЁшш +хЁюфю=ѕ" it is possible to see on quay it. Bitter (at a beach of Military sanatorium).

The Greek-Scythian site of ancient settlement "Орщър" (the name conditional) is found near a children's recreation camp "-ѕёшё=№щ" the Friendship avenue, 23 is northern suburb of Evpatoria – settlement Zaozernoe. The most well-known finds of antique times – some images of having a rest Gerakla – became a basis of numerous souvenirs, and also recently built monument on quay at a city beach.

And here in the centre witnesses of medieval pages in the history of these places - a complex of medieval monuments of Evpatoria Gezlev have remained. Already from quay Tereshkovoj over the sea and greens of squares domes of the Greek church of Sacred Ili and Sacred Nikolay's Russian orthodox cathedral tower. Between them high minarets of the main mosque of the Crimean khanate of Dzhuma Dzhami flaunt. In depth from them and from coast an intricate pattern small streets of a medieval city run up. Now they are reconstructed – very slowly, expensively, stylishly. So there is a sense to suffer some inconveniences from civil work.

The Greatest blossoming of a city is connected with sovereignty at the Crimean coast of Osmansky Turkey with 1475 for 1774. The city becomes large craft and shopping centre, here settles down huge nevolnichy the market, and also military garrison and fleet.

In XVI century under the project of the visible Turkish architect and engineer Kodzhi (Hodzhi) Sinana is constructed a mosque of Dzhuma-Dzhami, or the Khan-dzhami. It towers over Quay and is far visible from the sea.

In square at a mosque the monument to the native of Evpatoria to the classic of east medieval poetry of Ashuku Omeru is recently constructed. Omer it is represented with sazom, east string tool, in very original pose which has been not deprived of grace. Apparently, the sculptor is a good judge of east tools and traditions.

In an old city Turkish baths ( Krasnoarmesky street, 20) have remained also – before recent time they still worked, so the general term of their operation has made almost half-thousand years! Tekie dervishej (cult construction of the Islamic brotherhood well-known for the ritual spinning) is now restored, nearby in the guest house the ethnographic centre of the krymsko-Tatar crafts is opened.

In Gezleve, after Evpatoria, there was one of large communities karaimov, it is possible to examine their cult temples - kenasy XVIII century (street Matveeva, 68) to get acquainted with dishes of ethnic cuisine and products of crafts.

ATTENTION: before visiting of temples of any faiths take care of appropriate clothes. Men and women in Muslim and karaimskie temples should enter with the covered head (for women kerchiefs are obligatory), bathing suits or a naked torso are not admissible. Into Christian temples of the man enter without headdresses.

In days of wars and revolutions Evpatoria as the major port of Black sea became time and again the centre of bloody events. About battles of the Crimean war (1854-55), and the Great Patriotic War numerous monuments to soldiers, tools and the combat material, the cities established in different parts testify.

To the city 2500 anniversary it became very good both the city centre, and the leader from it to the sea street Duvanovsky. They are built up by very elegant and amusing houses in 2-4 floors in architectural style which has received the name «a southern province». It makes impression of eclecticism, mixture of different styles and building receptions of the Mediterranean, the Western Europe and Russia. In the end of 19 centuries the Russian empire has already provided won for hundred years to this edge (novorossiju) iron and highways. The reasonable national policy and free trade have caused unknown business activity not only Russian merchants, but also businessmen of a local origin – Turks, karaimov, Italians, Greeks, Jews, the Crimean Tatars, krymchakov. Colonists have joined them – Estonians, Czechs, Germans also.

Rich men from all this motley environment differed samorodnostju, absence of formation, mad energy and aversion of authorities and traditions. Their self-conceit was realised in the courageous economic enterprises, charity and, of course, in building of houses. In Odessa, Novorossisk, Rostov such houses enormous, in 5-6 floors. In Evpatoria it is less. But all of them very much zanjatny an unexpected combination of different styles, the big individuality. The name of the main foot street of Evpatoria – Duvanovsky – too is indicative. By the way, in a historical part of Evpatoria all houses have the big tablets with all names which the given street carried during the pre-revolutionary, Soviet and present periods.

But we will return to the town governor of Evpatoria of a prerevolutionary time to Simeon Duvanu. Its surname can be translated as "pahan" - duvanom at Cossacks and Tatars the spoils of war (that is "obshchak" on a slang of present gangsters) were called. «Without the ataman duvan not duvanit», - one of precepts of Cossacks says.

Hence, one of ancestors of Duvana just was responsible for storage of spoils of war. There was it from notable karaimskogo sorts. Military qualities karaimov both their fidelity were since ancient times estimated also by the Lithuanian grand dukes, and the Crimean khans. In spite of the fact that karaimy ispovedyvajut one of Judaism branches, of them these monarchs formed personal guards. It is known that Ilja Karaimovich was one of hetmen of the Army Zaporozhye. Russian monarchs also highly appreciated karaimov. For example, from 500 karaimov, participating in the First World War, 300 were officers.

Evpatoria from the end of 19 centuries became the main cultural and religious centre karaimov. Here there was a printing house printing sacred books. The traditional culture karaimov has remained also in the cave city of Chufut-kale at Bakhchisarai, and in Lithuania, in suburb veloknjazheskogo lock Trakaj.

In quarters of building of 19 centuries is also Evpatorijsky the International children's centre-complex "Гюыю=ющ ъы¦ёшъ". it has opened on May, 31st, 1987 Today includes Children's theatre, Club of young seamen, theatrical craft workshops, industrial base and branches in suburbs of Evpatoria. More than thousand children are engaged here, but the most interesting are international festivals "Гхьы . Theatre. -х=ш" which pass at the height of a summer season.

Wide popularity thanks to the world records has received local Theatre on Stilts, which acts exclusively on street holidays.

Entertainments are concentrated at park of Frunze and along a city beach. Besides a characteristic abundance for a children's health resort of children's attractions, exhibitions, game small towns and athletic fields, in general, night clubs are interesting enough also. By a season of 2005 the entertaining fortification in park of Frunze (known earlier as «the Third Rome») became a little ancient and to the east. This night club is called now Troy and on style quite keeps within fashionable Hollywood images of antiquity with a sensuality of a miniarmour and a cold steel, moderately unbridled romanticism and harmonious inclusion of everyones laser and kiber-pankovskih features.

Every possible children's and youth festivals in the Summer are held: street and children's theatres; sports, national dances and a break, every possible exhibitions work. There is a big delphinarium.

In park of a name of Frunze there is one of the best in the country an extreme-park of "Fanboks" - ten springboards and a handrail for tricks on bicycles, the roller fads and boards.

Museum business is put is modern and it is attractive. Every possible antiquities hang round, when simply walk on a city. The glass pyramid with a fragment of excavation of antique Kerkenitidy at Museum of local lore is especially good.

From Evpatoria it is possible to make excursion "-юёьюё far and сышчъшщ" in National control centre and tests of space means. its Basic constructions are in two settlements – Dairy and Vitino. Already on road attention involve from tens huge metal openwork plates of radar stations.

The Sea settlements well extensive sandy beach, between it and rural houses (with bed cost in 2-3 dollars) have some curative lakes. However, no other entertainments here are present. Unless from settlement Dairy on a beach of local base of rest (the input only under sanatorium books) goes a tram! It is said that it is a unique rural tram in the world. To experts from many countries of the world with pride show this miracle of technics of 1957 which (besides only in Dairy) still works. For having a rest under permits a tram free, for local and "wild" - 50 copecks.

In these parts on beaches there are no entertainments. Only the sea, estuaries, steppe and plates of locators. But it is very cheap. And Evpatoria with its rich possibilities – absolutely nearby.

Celebrities. in the Summer of 1825 the Polish poet Adam Mickiewicz has written here one of the "-Ё№ьёъш§ ёюэх=ют".

In 1910 on donations the theatre of A.S.Pushkin on which opening there have arrived from Petersburg actors of the Maryinsky Theater is constructed. The local scene accepted such coryphaeuses of theatre as M.G.Savin, K.S.Stanislavsky. E.B.Vakhtang, L.V.Sobinov, A.V.nezhdanova, N.A.Obuhova.

For performance before having a rest and patients there came here the poet and artist Maksimilian Voloshin, writer Alexey Tolstoy. Poet Vladimir Mayakovsky has with an ulterior motive written "юёхэі it is a pity to me of what did not happen in ‡тяр=юЁшш"!

Well and what true story of an immortal hit "Ї you it is not fast яючрсѕфѕ" our contemporaries - the Belarus group "- яшё КЁѕсхчъющ" about it still it is necessary to break heads to critics and culturologists of the future.

Phones:

The Code of international telecommunication +38 06569

Gorspravka 09

Help Ry stations 5 14 11

Help autostations 6 16 90

The Marina, help service 3 24 95

Krymagentstvo vozd. Messages, cash desk 3 21 69

Evpatorijsky museum of local lore (street Duvanovsky 11/2) 6 27 27

The International children's centre-complex "Гюыю=ющ ъы¦ёшъ" (Bartenev's street, 1-5) 6 25 24

Igor Rusanov



In addition on the given theme:

Saki and beaches of the Saksky rerash
the item Peace, with. popovka, with. Storm, the item New lake
the item of Novofedorovka, the item of Frunze

© Rest in Evpatoria 2005-2009. At citing of materials placed on a site, the reference on i-evpatoria.com is obligatory

Евпатория, Крым. Отдых и лечение в Евпатории
 
ГЛАВНАЯ • ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ • ПОИСК • РЕКОМЕНДОВАТЬ САЙТRU BY ES UA FR DE EN
санатории в Евпатории
· 'Им. 40 летия Октября'
· 'Им. И. А. Наговицына'
· 'Им. Розы Люксембург'
· санаторий 'Лучезарный'
· санаторий 'Октябрь'
· санаторий 'Орен-Крым'
· санаторий 'Первомайский'
· санаторий 'Победа'
· санаторий 'Прибой'
· санаторий 'Приморье'
· санаторий 'Солнечный'
· санаторий 'Таврида'
· санаторий 'Таврия'
· санаторий 'Ударник'
· санаторий 'Юбилейный'
· комплекс 'Прометей'
 
пансионаты в Евпатории
· пансионат 'Алмазный'
· пансионат 'Волна'
· 'Им. Ю. А. Гагарина'
· пансионат 'Космос'
· пансионат 'Лучистый'
· пансионат 'Магистраль'
· пансионат 'Меркурий'
· пансионат 'Орбита-1'
· пансионат 'Планета'
· пансионат 'Родничок'
· пансионат 'Россия'
· пансионат 'Северный'
· пансионат 'Золотой Берег'
· пансионат 'Юность'
· частный пансионат 'Люкс'
 
детс. санатории Евпатории
· санаторий 'Орленок'
· санаторий 'Бригантина'
· санаторий 'Им. В. И. Ленина'
· 'Им. Н. К. Крупской'
· 'Им. Т. Г. Шевченко'
· детский санаторий 'Искра'
· детский санаторий 'Родина'
· санаторий 'Смарагдовый'
· детский санаторий 'Смена'
· детский санаторий 'Чайка'
· санаторий 'Прометей'
· санаторий 'Победа'
 
детские лагеря Евпатории
· лагерь 'Алые паруса'
· детский лагерь 'Жемчужина'
· детский лагерь 'Меркурий'
· лагерь 'Золотой берег'
· детский санаторий 'Крым'
· детский центр 'Маяк'
· лагерь 'Пионер'
· санаторный лагерь 'Дружба'
 
отдых в Евпатории
· Из истории Евпатории
· Курортные факторы
· Природа и заповедники
· Сезоны и публика
· Транспорт, жилье, питание
· Евпатория, Заозерное и др.
· Новофедоровка, Фрунзе
· Мирный Поповка Штормовое
· Саки и Сакская пересыпь
· Безопасность и гигиена
· Пляжей и парки. Натуризм
· Бары, рестораны, кафе
· Календарь праздников
· Космос открывали из Крыма
· Развлечения и ночная жизнь
· Рынки, магазины, фрукты
· Республика Казантип
· Катание по бездорожью
· Приключенческий туризм
· Олимпийские базы и фитнесс
· Экстремальная культура
· Банковские услуги, деньги
· Связь, коммуникации, СМИ
· Советы автотуристам
 
другие предложения
·

·

·

·

·
 
карта
ru by es en fr de ua
 
Валюта, погода Евпатории

 
 
Статистика сайта
Rambler's Top100
 

Евпатория, п. Заозерное (Чайка), п.Молочное, п.Витино

Евпатория - одно из лучших на планете мест для лечения и оздоровления детей. Мелководный, теплый и безопасный Каламитский залив, золотистые песчаные пляжи, целебные грязи и рапа соленых озер, термальные минеральные источники, а самое главное - щадящие цены на проживание и питание.

Это единственное место в Крыму, где успех сезонов 2004-2005 годов не стал случайным. Город шел к этому достаточно долго и осмысленно. В основном, в рамках подготовки к празднованию 2500 летия. Праздник состоялся в 2002 году, но дело не в этой условной дате. Евпатория теперь - большой нарядный качан капусты. В его слоях достаточно аппетитно выглядят и классические колоннады античности, и замысловатый узор улочек средневековья, и забавный купеческий снобизм времен Российской империи, и космические монстры советской империи, и фантазии нынешних предпринимателей. Здесь теперь не просто зарабатывают на курортниках, у города есть свое лицо. Евпатория не распадается просто на какие-то отдельные территории здравниц или развлекательных центров. Город весь хорош и для лечения, и для семейного отдыха, и для молодежных тусовок

Обилие древностей и новаторские идеи в молодежном и детском творчестве превращают отдых в Евпатории в незабываемое приключение.

Планировка и транспорт. В этом отношении курорт, безусловно, самый понятный и удобный в Крыму. Улицы пересекаются под прямыми углами, образуя просторные квадраты. Лишь в небольшой части теперешней Евпатории у порта, как и положено средневековому восточному городу (он назывался Гезлев), улочки образуют замысловатую паутину.

Новые кварталы Евпатории (проспект Победы и примыкающие улицы) напоминают все советские «черемушки». Они застроены крупноблочными пятиэтажками и крупнопанельными домами в 9-12 этажей. Жилье здесь, естественно, очень дешевое. Да и продукты дешевле, чем на торговых рядах у пляжей.

Вполне понятна планировка и населенных пунктов округи. Шоссе идут вдоль берега моря. Автостанция и железнодорожный вокзал в Евпатории находятся рядом. А павильоны остановок и платформы электричек везде играют роль пятачков: от них начинаются аллеи, ведущие к пляжам; здесь сосредоточена вся торговля (нередко прямо с земли) и все мыслимые в данной местности соблазны (в деревнях они очень скромны).

На север и на юг от Евпатории тянутся бескрайние песчаные пляжи Сакского района. На юге это пляжи Сакской песчаной пересыпи, доступные как с шоссе, так и с электрички, поэтому более плотно заполненные. Ближайший к Евпатории – Новый пляж хорошо оборудован, там устроены автокемпинг, спортивные площадки, кафе и прочее. Новый пляж доступен на маршрутных такси, трамвае, электричке.

Транспортная доступность пляжей на запад и север от Евпатории несколько сложнее. Береговая линия образует обширный выступ мыса Чайка, а основное шоссе (Евпатория – п. Мирный) проходит достаточно далеко от берега. От Евпатории и до поселка Заозерное почти весь берег вплотную занят территориями здравниц, детских лагерей, баз отдыха для родителей с детьми. К ним теперь прибавились еще мотели и кемпинги для автотуристов. Поселки (это космические, авиационные или морские военные гарнизоны) и села довольно далеко отодвинуты от береговой линии, что может создавать некоторую путаницу, если вы разыскиваете нужный пансионат по его почтовому адресу. Пансионат может находиться на удалении 3-5 километров от «своего» населенного пункта.

В села и поселки просто попасть на рейсовом транспорте, а вот автотуристам придется «пошаманить» с довольно небрежной сеткой грунтовых дорог. Впрочем, их мучения будут вознаграждены. Между редкими селами и поселками здешнего берега от Евпатории до озера Донузлав простираются десятки километров отличных песчаных пляжей с хорошо прогреваемым мелководьем. К этому прибавляется цепочка целебных озер с лечебными грязями и рапой. Указателей на грунтовых дорогах нет, так что приходится ехать наобум. Выбирая направление можно руководствоваться двумя моментами: 1) ехать к морю и 2) выбирать всегда более накатанную дорогу.

Достопримечательности. Евпатория один из древнейших городов Восточной Европы. Историческими предшественниками Евпатории была древнегреческая колония Керкенитида и средневековый порт Гезлев.

Остатки крепостной стены Керкенитиды - процветающего античного города, известного первому географу Гекатею Милетскому и отцу "истории Геродоту", можно видеть на набережной им. Горького (у пляжа Военного санатория).

Греко-скифское городище "Чайка" (название условное) найдено близ детского оздоровительного лагеря "Лучистый", аллея Дружбы, 23 - это северный пригород Евпатории – поселок Заозерное. Самые знаменитые находки античных времен – несколько изображений отдыхающего Геракла – стали основой многочисленных сувениров, а также недавно сооруженного памятника на набережной у городского пляжа.

А вот в центре сохранились свидетели средневековых страниц в истории этих мест - комплекс средневековых памятников Евпатории Гезлев. Уже от набережной Терешковой над морем и зеленью скверов возвышаются купола греческой церкви Святого Ильи и русский православный собор Святого Николая. Между ними красуются высокие минареты главной мечети Крымского ханства Джума Джами. В глубь от них и от берега замысловатым узором разбегаются улочки средневекового города. Сейчас они реконструируются – очень неспешно, дорого, стильно. Так что есть смысл потерпеть некоторые неудобства от строительных работ.

Наибольший расцвет города связан с владычеством на крымском побережье Османской Турции с 1475 по 1774 годы. Город становится крупным ремесленным и торговым центром, здесь располагается огромный невольничий рынок, а также военный гарнизон и флот.

В XVI в. по проекту видного турецкого зодчего и инженера Коджи (Ходжи) Синана построена мечеть Джума-Джами, или Хан-Джами. Она возвышается над Набережной и далеко видна с моря.

В сквере у мечети недавно построен памятник уроженцу Евпатории классику восточной средневековой поэзии Ашуку Омеру. Омер изображен с сазом, восточным струнным инструментом, в очень своеобразной позе, не лишенной изящества. Судя по всему, скульптор знает толк в восточных инструментах и традициях.

В старом городе сохранились также Турецкие бани ( Красноармеская ул., 20) – до недавних пор они еще работали, так что общий срок их эксплуатации составил почти полтысячи лет! Текие дервишей (культовая постройка исламского братства, знаменитого своими ритуальными кружениями) сейчас восстанавливается, рядом в гостевом доме открыт этнографический центр крымско-татарских ремесел.

В Гезлеве, позже Евпатории, существовала одна из крупных общин караимов, можно осмотреть их культовые храмы - кенасы XVIII в. (ул. Матвеева, 68), познакомиться с блюдами национальной кухни и изделиями ремесел.

ВНИМАНИЕ: перед посещением храмов любых конфессий позаботьтесь о подобающей одежде. Мужчины и женщины в мусульманские и караимские храмы должны входить с покрытой головой (для женщин обязательны косынки), не допустимы купальные костюмы или голый торс. В христианские храмы мужчины входят без головных уборов.

В годы войн и революций Евпатория как важнейший порт Черного моря не раз становилась центром кровавых событий. О сражениях Крымской войны (1854-55), и Великой Отечественной свидетельствуют многочисленные памятники воинам, орудия и боевая техника, установленные в разных частях города.

К 2500-летию города очень хорош стал и городской центр, и ведущая от него к морю улица Дувановская. Застроены они очень нарядными и забавными домами в 2-4 этажа в архитектурном стиле, который получил название «южная провинция». Он производит впечатление эклектики, смешения разных стилей и строительных приемов Средиземноморья, Западной Европы и России. В конце 19 века Российская империя уже обеспечила завоеванные за сто лет до этого края (Новороссию) железными и шоссейными дорогами. Разумная национальная политика и свободная торговля вызвали небывалую деловую активность не только русских купцов, но и предпринимателей местного происхождения – турков, караимов, итальянцев, греков, евреев, крымских татар, крымчаков. К ним присоединились и колонисты – эстонцы, чехи, немцы.

Богатеи из всех этой пестрой среды отличались самородностью, отсутствием образования, бешеной энергией и неприятием авторитетов и традиций. Их самомнение реализовалось в смелых экономических предприятиях, благотворительности и, конечно, в строительстве домов. В Одессе, Новороссийске, Ростове такие дома громадные, в 5-6 этажей. В Евпатории поменьше. Но все они очень занятны неожиданным сочетанием разных стилей, большой индивидуальностью. Название главной пешеходной улицы Евпатории – Дувановская – тоже показательно. Кстати, в исторической части Евпатории все дома имеют большие таблички со всеми названиями, которые данная улица носила в дореволюционный, советский и нынешний периоды.

Но вернемся к градоначальнику Евпатории предреволюционной поры Семену Дувану. Сама его фамилия может переводиться как «пахан» - дуваном у казаков и татар называлась военная добыча (то есть «общак» на жаргоне нынешних бандитов). «Без атамана дуван не дуванить», - гласит одна из заповедей казаков.

Следовательно, один из предков Дувана как раз был ответственным за хранение военной добычи. Происходил он из знатного караимского рода. Воинские качества караимов и их верность издревле оценили и литовские великие князья, и крымские ханы. Несмотря на то, что караимы исповедывают одну из ветвей иудаизма, именно из них эти монархи формировали личную гвардию. Известно, что одним из гетманов Войска Запорожского был Илья Караимович. Русские монархи также высоко ценили караимов. Например, из 500 караимов, участвовавших в Первой мировой войне, 300 были офицерами.

Евпатория с конца 19 века стала главным культурным и религиозным центром караимов. Здесь находилась типография, печатающая священные книги. Традиционная культура караимов сохранилась также в пещерном городе Чуфут-кале у Бахчисарая, и в Литве, в предместье велокняжеского замка Тракай.

В кварталах застройки 19 века находится также Евпаторийский Международный детский центр-комплекс "Золотой ключик". Он открылся 31 мая 1987 г. Сегодня включает Детский театр, Клуб юных моряков, театральные ремесленные мастерские, производственную базу и филиалы в пригородах Евпатории. Более тысячи детей занимаются здесь, но самое интересное - это международные фестивали "Земля. Театр. Дети", которые проходят в разгар летнего сезона.

Широкую известность благодаря своим мировым рекордам получил местный Театр на Ходулях, который выступает исключительно на уличных праздниках.

Развлечения сосредоточены у парка им. Фрунзе и вдоль городского пляжа. Помимо характерного для детской здравницы обилия детских аттракционов, выставок, игровых городков и спортивных площадок, в общем, достаточно интересны и ночные клубы. К сезону 2005 года занятное крепостное сооружение в парке Фрунзе (известное ранее как «Третий Рим») стало несколько древнее и восточнее. Этот ночной клуб называется теперь Troy а по стилю вполне укладывается в модные голливудские образы античности с эротикой мини-доспехов и холодного оружия, в меру разнузданной романтикой и гармоничным включением всяких лазерных и кибер-панковских штучек.

Летом проводятся всевозможные детские и молодежные фестивали: уличных и детских театров; спортивных, народных танцев и брейка, работают всевозможные выставки. Есть большой дельфинарий.

В парке имени Фрунзе находится один из лучших в стране экстрим-парк «Фанбокс» - десяток трамплинов и перил для трюков на велосипедах, роликовых коньках и досках.

Музейное дело поставлено современно и привлекательно. Всевозможные древности сами лезут на глаза, когда просто гуляешь по городу. Особенно хороша стеклянная пирамида с фрагментом раскопок античной Керкенитиды у Краеведческого музея.

Из Евпатории можно совершить экскурсию "Космос далекий и близкий" в Национальный центр управления и испытания космических средств. Основные сооружения его находятся в двух поселках – Молочное и Витино. Уже по дороге внимание привлекают с десяток гигантских металлических ажурных тарелок радиолокационных станций.

Море у поселков хорошо своим обширным песчаным пляжем, между ним и деревенскими домами (со стоимостью койко-места в 2-3 доллара) находятся несколько целебных озер. Впрочем, никаких других развлечений здесь нет. Разве что из поселка Молочное на пляж местной базы отдыха (вход только по санаторным книжкам) ходит трамвай! Говорят, что это единственный деревенский трамвай в мире. Специалистам из многих стран мира с гордостью предъявляют это чудо техники 1957 года, которое (опять же только в Молочном) все еще работает. Для отдыхающих по путевкам трамвай бесплатный, для местных и «диких» - 50 копеек.

В этих местах на пляжах нет никаких развлечений. Только море, лиманы, степь и тарелки локаторов. Зато очень дешево. Да и Евпатория с ее богатыми возможностями – совсем рядом.

Знаменитости. Летом 1825 года польский поэт Адам Мицкевич написал здесь один из своих "Крымских сонетов".

В 1910 году на пожертвования построен театр им. А.С. Пушкина, на открытие которого прибыли из Петербурга артисты Мариинского театра. Здешняя сцена принимала таких корифеев театра как М.Г. Савина, К.С. Станиславский. Е.Б. Вахтангов, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова.

Для выступления перед отдыхающими и больными приезжали сюда поэт и художник Максимилиан Волошин, писатель Алексей Толстой. Поэт Владимир Маяковский неспроста написал "очень жаль мне тех, которые не бывали в Евпатории"!

Ну а какова подлинная история бессмертного хита "Я тебя не скоро позабуду" наших современников - белорусской группы "Ляпис Трубецкой", об этом еще предстоит ломать головы искусствоведам и культурологам будущего.

Телефоны:

Код международной телефонной связи +38 06569

Горсправка 09

Справочная ж/д станции 5 14 11

Справочная автостанции 6 16 90

Морской вокзал, справочная служба 3 24 95

Крымагентство возд. сообщений, кассы 3 21 69

Евпаторийский краеведческий музей (ул. Дувановская 11/2) 6 27 27

Международный детский центр-комплекс "Золотой ключик" (ул. Бартенева, 1-5) 6 25 24

Игорь Русанов




Дополнительно на данную тему:

Саки и пляжи Сакской пересыпи
п.Мирный, с.Поповка, с.Штормовое, п. Новоозерное
п. Новофедоровка, п.Фрунзе

© Отдых в Евпатории 2005-2009. При цитировании материалов размещенных на сайте, ссылка на i-evpatoria.com обязательна